Спа-зона без ошибок: как проектировать оздоровительные пространства, которые работают

5 мая 2025
Спа-зона без ошибок: как проектировать оздоровительные пространства, которые работают

Сегодня спа- и велнес пространства становятся неотъемлемой частью успешного гостиничного и санаторно-курортного продукта.

О том, как грамотно подойти к созданию спа-комплекса, как не совершить распространенные ошибки и какие тренды сегодня формируют облик индустрии, мы поговорили с Кириллом Иртюга – генеральным директором «РосинвестОтель», отельером, девелопером и гостиничным консультантом с более чем 20-летним опытом работы. Кирилл Александрович курировал десятки объектов по всей стране и не понаслышке знает, как совместить комфорт, эстетику и эффективность.

концепция гостиницы - бизнес-план

– Кирилл, с какими основными вызовами вы сталкиваетесь при проектировании спа-зон в существующих объектах?

– Современные требования к организации спа-пространств возросли, что в большинстве случаев организация спа-зоны в существующем здании становится невозможной. Особенно это касается объектов, построенных в 80-90-е годы – профилакториев, санаториев, гостиниц. Объекты спроектированы по устаревшим требованиям, что попросту не позволяет их адаптировать к современным стандартам. Поэтому в большинстве случаев мы говорим о новом строительстве, а не о реновации. Если инвестор не готов к новому строительству, можно рассматривать частичное приспособление, но нужно понимать, что это всегда компромисс.

– Кто должен входить в команду на первом этапе?

– На старте достаточно привлечения технолога и консультанта-проектировщика. Они на раннем этапе помогают прояснить технические и технологические моменты: инженерные сети, гостевые потоки, состав площадей, требования к системам вентиляции и кондиционирования, очистным системам. Например, если известно, что спа-зону будут посещать преимущественно женщины – а по статистике это именно так – в женском отделении должно быть больше кабинок для переодевания, минимум на 15–20%. Если в комплексе планируется использовать минеральные воды или лечебные грязи, это накладывает дополнительные технические требования – к системам водо- или грязеподготовки, хранения, утилизации.

– Какие ошибки встречаются чаще всего в проектах, которые к вам приносят на экспертизу?

– Первая и самая распространённая ошибка – это путаница в потоках. Когда в одном коридоре пересекаются «сухие» потоки (гости, только что пришедшие с улицы) и «мокрые» (гости из бассейна или хаммама). Вторая ошибка – непонимание технологии оказания услуг. Из-за этого часто отсутствует чёткое разделение мокрых и сухих зон. А третья – неверные расчёты по числу гостей. Когда не проведены расчёты, становится невозможно корректно подобрать оборудование, определить нужную площадь и нагрузки на инженерные сети.

– Как этого избежать?

– Всё начинается с концепции. Нужно точно понимать, что мы строим, для кого, на какое количество человек, с какой загрузкой. Определяем: будет ли бассейн, где разместим системы водоподготовки, какие технические решения нужно предусмотреть. Только после этого переходим к проектированию.

– Что нужно учитывать в зависимости от региона?

– Региональные особенности не упускаем из внимания. Например, в мусульманских регионах обязательно раздельное посещение спа-зон, причём не только раздевалок, но и самих процедур. А если ожидается смешанная аудитория, то нужна и общая зона. Национально-культурные особенности – это важная часть проектирования. Если ошибиться здесь, объект может оказаться убыточным. То же самое касается уровня самого объекта: мы не будем строить пятизвёздочную спа-зону в санатории категории «три звезды». И, конечно, нужно учитывать близость к городу – если рядом мегаполис, важно предусмотреть возможность приёма не только постояльцев, но и гостей «с улицы». Это меняет подходы – зона ресепшена должна быть больше, обязательно должна быть парковка, логистика гостей должна строиться несколько иначе с учётом разных потоков.

– Какие элементы обязательно должны быть в спа-зоне?

– Русская баня, финская сауна, хаммам – это три классических формата, которые остаются востребованными. В зависимости от профиля комплекса дополняем их ваннами, обёртываниями, массажными кабинетами, косметологическими услугами. Ну и помним, что вода – ключевый фактор выбора для гостей. Если задать гостю вопрос: «Важно ли наличие бассейна?», он без колебаний ответит: «Да». Даже если нет собственной природной минеральной воды – не беда. Можно использовать очищенную воду из скважины, минерализовать её искусственно. Также может использовать лечебные грязи с доставкой и подготовкой, если у курорта есть такая необходимость. Всё это технологически уже давно возможно.

– Какие возможности открывает современное строительство?

– Сегодня совсем не обязательно строить спа капитально. Есть решения на базе некапитальных конструкций – это существенно сокращает сроки, упрощает прохождение экспертиз и удешевляет проект. Такой подход особенно актуален в случае временных или сезонных проектов, а также в условиях ограниченного бюджета.

концепция гостиницы - бизнес-план

12 современных трендов развития спа и велнес-направлений, которые нужно учитывать:

1. Популярность термальных бассейнов
Сейчас стали популярны термы. Можно сказать, термальные бассейны – это must have для современных спа-зон или спа-центра.

2. Глобальный тренд на оздоровление и профилактику
Спа-пространства всё чаще трансформируются в центры здоровья и красоты. Добавляются косметологические и медицинские услуги, формируются комплексные программы – программы коррекции фигуры, восстановления баланса, предлагается возможность пройти чек-апы. Гость хочет не просто расслабиться, но и получить результат: в теле, в самочувствии, в эмоциональном состоянии. Спа становится частью общего тренда на well-being.

3. Внимание к отдыху на открытом воздухе
Растёт внимание к возможностям отдыха на открытом воздухе: террасы, лежаки у бассейна, открытые термальные зоны.

4. Тренд на семейный отдых с детьми
Ребёнок – полноценный гость. Проектируя спа-зону, мы обязательно закладываем детский бассейн, зону с гейзерами, игровые элементы и зону отдыха для детей.

5. Инновационные подходы в анти-эйджинговых процедурах

6. Персонализация wellness-услуг и продуктов

7. Цифровой детокс

8. Эмоциональный спа и wellness, ментальное здоровье

9. Клинически проверенные составы и ингредиенты
Гости начали переходить от оздоровительных продуктов с чистыми или натуральными ингредиентами (т. е. с приставкой «био» и эко-сертификатами) к продуктам с клинически проверенными составами.

10. Приоритет рекомендациям врача
Социальные сети и онлайн-платформы способствовали появлению многочисленных источников информации о здоровье – с разной степенью достоверности. В этой связи потребители стали всё больше сомневаться в продуктах, которые позиционируются как более здоровые, и прислушиваться к мнению специалистов.

11. Здоровое старение
Спрос на продукты и услуги, поддерживающие здоровое старение и долголетие, растёт, чему способствует переход к профилактической медицине, развитие технологий здравоохранения (таких как телемедицина и цифровой мониторинг здоровья), а также достижения в исследованиях продуктов против старения.

12. Сон
Сон занимает второе место среди приоритетов здоровья для гостей, он также является областью, в которой, по словам гостей, у них больше всего неудовлетворённых потребностей.

Подготовила Мария Денисова, руководитель направления Resort&SPA

РосинвестОтель
РосинвестОтель -
гостиничный консалтинг и девелопмент